Методологические замечания
В попытке понять сериал «Игра престолов» как
целостное произведение мы сталкиваемся с проблемой: с чего начать? Осмысление
всего сериала сразу, попытка выдать на-гора его идеи, чревато
непоследовательностью и поспешностью обобщений. С другой стороны, анализ одной
серии, взятой вне контекста тех повествовательных и изобразительных тенденций,
которые проявляют себя только в сопоставлении нескольких эпизодов, не даст
исчерпывающего ее понимания. Рассудочно сопоставляя и взвешивая достоинства и
недостатки каждого из этих подходов (начинать ли с выделения общих принципов, а
затем иллюстрировать их на примерах? или же начинать с деталей, частностей, а
потом приходить к обобщениям через их кропотливое сопоставление?) можно так
никогда и не начать мыслить. Нам представляется необходимым разрубить этот
герменевтический гордиев узел в пользу второго варианта, поскольку так мы
сможем максимально приблизить ход нашего логического рассуждения к истории восприятия зрителем
идей произведения. Но, в то же время, детальный анализ каждой сцены каждой из
серий сериала представляется нам предприятием неоправданно сложным и
времяемким. Поэтому наш анализ будет концентрироваться, с одной стороны, на тех
деталях, которые (предположительно) больше привлекают внимание зрителя при
просмотре, на наиболее «аттракционных» местах эпизода. Можно сделать допущение,
что именно на них авторы делают наибольший акцент, в их эмоциональном пафосе
сказывается идейное содержание сериала. С другой стороны, он будет касаться
смысла этих деталей, находимого в сопоставлении с другими элементами и деталями
как этого, так и последующих эпизодов.
О первой сцене
Итак, нас интересуют как «непосредственный», так и «отложенный» смысл
кинематографических образов сериала «Игра престолов», то есть одновременное
рассмотрение их и по отдельности, и в рамках целого. Начнем с начала, а именно
– с той сцены, которую в сериале зритель видит самой первой. Это сцена убийства
стражников ночного дозора в лесу устрашающей сверхъестественной силой.
В первой
сцене сериала показывают отряд из трех всадников, которые проходят через ворота
и туннель, чтобы оказаться с противоположной стороны какой-то колоссальной
ледяной стены (общий план подчеркивает ее масштабы). По композиции сцены,
одежде и игре актеров становится понятно, что отряд социально неоднороден, в
нем есть богато одетый и надменно ухмыляющийся всадник и двое его спутников –
одетые более просто и несущие факела. Как оказывается впоследствии, это
командир и двое его подчиненных. Отряд пересекает заснеженную местность и
разделяется. Безбородый молодой всадник углубляется в лес и наталкивается на
поселение местных жителей. Приближаясь, он обнаруживает, что все жители
поселения, даже дети, убиты и разрезаны на куски, а части их тел разбросаны по
лесной поляне. Всадник в панике убегает, а зрителю показывают (взгляд сверху, с
невозможной для человека позиции), что части тел убитых образуют на снегу
какое-то подобие рисунка или знака. Молодой всадник возвращается к своей группе
и рассказывает об увиденном. Его товарищ сразу же разделяет его опасения и
предлагает ехать обратно к стене. Но командир отряда приказывает обоим сесть на
лошадей и продолжить разведку, и предупреждает, что в случае дезертирства и
бегства их казнят. Подчиненные неохотно соглашаются, показаны напряженность в
отношениях между ними и командиром. Проясняется контекст происходящего: члены
отряда принадлежат к какому-то дозору, в задачи которого входит патрулирование
заснеженной местности по ту сторону от огромной стены, показанной вначале.
Местность населяют «одичалые» – местные аборигены, разоренную деревню которых
нам показывали в начале сцены. Все вместе дозорные отправляются на разведку
места убийства, и обнаруживают, что трупы исчезли. Пока молодой дозорный
осматривает окружающую местность в поисках следов, на его соратников неожиданно
нападает загадочная черная фигура. При ее появлении на экране раздается звук,
похожий на скрежет и потрескивание льда. Командира убивают сразу, а оба
подчиненных пытаются спастись бегством. Во время бега младший дозорный видит,
что труп убитой в поселении девочки ожил и смотрит на него голубыми глазами.
Когда кажется, что оба дозорных почти спаслись, загадочный убийца настигает
старшего, демонстративно обезглавливает его на глазах у младшего, и бросает к его
ногам отрубленную голову. Последний кадр – отчаянное лицо младшего дозорного.
Формальные и содержательные элементы этой сцены, на наш
взгляд, служат передаче трех основных идей:
1) общество мира «Игры престолов» антагонистично,
отношения между людьми строятся на недоверии и страхе. Конфликт существует как
между разными социальными группами (дозорные и одичалые), так и внутри одной
группы (начальник и подчиненные). Он воплощается в образе колоссальной стены,
которая отделяет что-то (мы еще не знаем, что) от заснеженной дикой тайги, но
также и кого-то (мы еще не знаем, кого) от одичалых. Что такая социальная
сегрегация существует, становится понятно из разговора дозорных: когда
оказывается, что всех одичалых убили, один из них сразу предлагает вернуться к безопасной
стене, предоставив жителей по ту сторону на растерзание. Мир сериала груб и
жесток, персонажи в нем озабочены спасением своих жизней, выполнением приказов,
запугиванием подчиненных, словом – чем угодно, только не тем, чем надо. Они не
готовятся к отражению нависшей над ними угрозы, они даже не знают о ее
существовании, а когда узнают – не верят или думают, что могут спастись
бегством;
2) в том, что над миром сериала действительно нависла
какая-то сверхъестественная угроза, убеждает вся композиция сцены, построенная
по лекалам фильма ужасов. Сцена с проходом дозорных под стеной призвана
нагнетать напряжение и показывать, как тяжел и безрадостен их труд, в каких
суровых условиях им приходится его исполнять. Кадры дозорных, подъезжающих к
лесу, показаны из-за деревьев, так что создается ощущение, что за ними кто-то
наблюдает, что они во власти чьего-то взгляда. Этот прием затем повторяется в
эпизоде с бегством, но теперь мы уже наверняка знаем, что есть кто-то, кому
этот взгляд принадлежит. Чудовище показывают лишь в образе темного силуэта с
ярко-голубыми глазами, давая понять, что дозорные в этой сцене – жертвы,
расходный материал, который необходим, чтобы показать степень угрозы и
беспомощность людей. Изображение чудовища совпадает по тону с изображениями
дозорных, но резко контрастирует с ними по силуэту: за счет громоздкой зимней
одежды и плащей они кажутся неуклюжими увальнями по сравнению с атлетичной
фигурой загадочного существа, которому при зимнем морозе даже не нужна одежда.
Вся сцена строится на уловках, обманках зрительского ожидания (внезапное
появление и исчезновение тел, бегство дозорных), что служит только усилению
шока и добавляет штрих к образу чудовища: ему удается обмануть не только
персонажей, но «обмануть» зрителя, застигнуть его врасплох. Контрасты сюжетных
переходов (дозорная рутина – сцена с трупами на снегу – возвращение в деревню –
бегство от чудовища) подчеркивается монтажом и музыкой. Одним словом,
бесчеловечность расправы над одичалыми, затем загадочное исчезновение тел, ледяной
скрежет, оживление трупа девочки, наконец, хладнокровное убийство дозорного и
все прочие аудиовизуальные детали, которыми полна сцена, служат кропотливому
построению образа чудовищной силы, перед которой люди (во всяком случае, при
текущем положении вещей) совершенно бессильны;
3) третья идея, наименее очевидная, заключается в том, какие отношения выстраивает сериал между своим зрителем и знанием. Назовем эти отношения включением и смещением. С одной стороны, зритель «включен» в сериал через своего функционального двойника – персонажа-зрителя, который предвосхищает и воплощает его, зрителя, эмоциональные реакции на происходящее. В данной сцене таким персонажем является молодой дозорный. Вся сцена, как мы уже показали ранее, выстроена как «шоу», которое разыгрывается для последнего. Каждый «такт» сцены сообщает ему что-то о чудовище и о его собственном положении: расчлененные тела, угроза расправы в случае побега, исчезнувшие трупы, ожившая девочка, наконец, демонстративное обезглавливание соратника. Все это происходит у него на глазах, все призвано убедить в безысходности его положения и неотвратимости угрозы. Как выясняется в следующей сцене, чудовище не трогает дозорного и дает ему сбежать. Его персонаж одновременно и используется авторами сериала как повествовательный прием, необходимый для того, чтобы ввести зрителя в историю и сообщить ему эмоциональное отношение к происходящему, и (внутрисюжетно) используется чудовищем как посланник, который должен сообщить об увиденном остальным людям. Благодаря этому включению зритель уже заведомо размещается в позицию «остальных людей» (которые еще даже не были показаны!), и это размещение создает своего рода эмоциональный фон, на котором ему предстоит рассматривать всех прочих персонажей сериала. В этом проявляется второе отношение зритель-знание: смещение, или трагическая ирония: зритель всегда знает больше, чем персонажи в сериале, и поэтому он обречен видеть ошибочность их действий раньше, чем те столкнутся с их последствиями. Например, когда молодой дозорный в панике бежит от зрелища растерзанных людей, он не замечает, что части тел образуют на снегу какой-то рисунок. Это послание, которое некому прочесть, кроме зрителя. Единственное, что оно пока сообщает – это то, что чудовище действует не стихийно, а методично, в его поступках виден какой-то умысел, оно пытается что-то сказать или показать. Смещение действует и внутри сцены, когда дозорному не верит его начальник, и после нее, в следующих сценах, когда его предупреждениям не верят люди за стеной и казнят его как дезертира.
Итак, сериал приучает зрителя к мысли о том, что а) изображаемое в нем общество внутренне противоречиво и антагонистично, б) ему угрожает некая сверхъестественная сила, в) зрителю показывают больше, чем кажется на первый взгляд, а в деталях скрываются намеки на предстоящие события. Эти темы в дальнейшем получают значительное развитие и становятся своего рода «визитной карточкой» сериала. Но какова идейная ценность этих художественных элементов, что они призваны сообщить? Оставим ответ на этот вопрос для анализа дальнейших сцен сериала.

Нужно успеть пересмотреть сериал Игра престолов до выхода 8 сезона!
ОтветитьУдалить